22:17 

awoijo
человек широких взглядов
Совсем скоро каждая из групп Самбатиона отправится в путешествие.
http://www.sambation.net/index.php/Заглавная_страница
Я отправлюсь в группе


Наша группа отправится в путешествие по городам и местечкам Украины, а основным пунктом назначения станет село Дешковица в Закарпатье. Всего каких-то 15 лет назад здесь сформировалась удивительная община, исповедующая иудаизм. Большинство ее членов – бывшие протестанты различных направлений. Первоначальным источником их интереса к иудаизму стала Библия, изучение которой привело их к исполнению библейских заповедей и к поискам контактов с евреями.
Религиозный поиск привел этих людей на границу – выйдя из протестантского мира, они ищут свое место в мире еврейском. Они довольно болезненно переживают неопределенность своего положения, но одновременно ощущают естественность выбранного ими пути. Вот как говорит об этом один из членов общины:
«Я прихожу в синагогу [в Мукачево], меня все знают, меня все любят, но меня не считают [в миньяне]. Я ничего! […]

Мы все осознали, что это наш путь. Это наш образ жизни. Пройдем мы гиюр, или, хас ве-халила, не пройдем – мы так живем. Это наш образ жизни. Мы не тренируемся. Мы не живем, что… как бы, на вас смотрим. Мы так живем…»
Наш путь начнется со знакомства с еврейским прошлым региона, и приведет нас в недавно родившуюся общину. Мы будем искать естественные границы времени и бытия, и учиться отличать их от границ придуманных, которые только кажутся естественными. Приехав в гости к общине, мы будем говорить и слушать, рассказывать и читать тексты, пытаться понять этих людей, а также помочь им наладить связь с еврейским миром. Результатом совместной творческой работы нашей группы и Иршавской общины станет документальный фильм, дальнейшая экранная жизнь которого станет еще одним средством раздвигания границ и расширения связей.


Группа «Еврейские передвижники».
Михаил Яхилевич, Оксана Яхилевич, Алиса-Нехама Крупнова
Группа «Еврейские передвижники» приглашает всех, кто любит изобразительное искусство, в творческую поездку по самым живописным еврейским городам и местечкам.
Мы будем рисовать и изучать национальное искусство, говорить о поисках стиля еврейскими художниками разных эпох и пытаться в своем собственном творчестве найти этот стиль.
Росписи синагог и надгробия восемнадцатого века, живопись и графика авангардистов века двадцатого помогут нам в этом поиске.
Взаимоотношения искусства и иудаизма будут темами наших вечерних бесед и споров.
Результатом поездки станет выставка работ, которая будет показана во Львове.
Темы занятий: Национальное и универсальное в творчестве еврейских художников; Изобразительное искусство в еврейской традиции; Становление искусства в Израиле. Старый «Бецалель»; Еврейские художники Белоруссии (школа Пена); Художники Культур-Лиги — поиск стиля; «Идишисты» и «Сионисты» — утопия и реальность; Новый Бецалель; Российские евреи в искусстве Израиля.

Группа «Бродячая ешива».
Арье Ольман, Кеша Бредун, Ольга Сакбаева.
Общая тема нашего лагеря — «В поисках настоящего времени». Наша группа, которую мы назвали «Бродячая ешива», совершит путешествие в прошлое, не выходя из настоящего. Мы проедем по еврейским местам и местечкам от Киева до Львова. Мы будем одновременно людьми XXI века — и евреями XVIII века.
Сейчас местечки превратились в обычные деревни, потомки их жителей расселились по миру от Тель-Авива до Брайтон-Бича, но если говорить серьёзно — прошлое никуда не исчезает. Оно просто скрывается из виду, и его легко открыть. Стоят на своих местах «крепостные синагоги», спят еврейские кладбища с причудливо украшенными надгробиями, и главное — никуда не делись тексты, над которыми проводили дни и ночи наши предки.
Мы поедем на ярмарку, на которую ездили герои Шолом-Алейхема, по дорогам Багрицкого и Бабеля, мы окажемся в раввинском суде Башевиса-Зингера среди мудрецов, запечатлённых Агноном, мы будем читать те книги, которые читали и писали прославленные учителя всех современных раввинов, жившие в этих местах. И когда мы посмотрим на те старые проблемы, которые занимали их ум, через экраны наших современных компьютеров, то сможем сказать — мы нашли их. Мы стали ими. Они живы в нас.

Группа «Книга Человека»
Илья Дворкин, Дима Иванов, Валя Корабельникова, Сергей Степанищев, Екатерина Пиц
Ученые 16–18 веков понимали мир как великую Книгу Природы, написанную на языке математики. Результаты их исследований вылились в науки о природе — физику, химию, биологию.
Раз есть Книга Природы, то должна быть и Книга Человека. Что же это такое? Книга Человека — это сочетание естественных и гуманитарных наук, математики и филологии, размышления и чувства. Одним из свойств Книги Человека является соединение в ней Неба и Земли, т.к. человек и есть лестница, объединяющая Землю и Небо. А её главная идея состоит в творчестве. Ведь только творческая личность способна объединить в себе несовместимые сами по себе вещи.
Задача нашей группы — соединить Книгу Природы с Книгой Человека. Как можно это сделать? Очень просто! Нужно просто понять, что мир является результатом встречи человеческого и божественного творчества!
Наше путешествие будет пролегать через украинское Полесье, через Шацкие озёра, через также города, как Луцк, Дубно, Броды, Острог. Мы будем искать границу между Землей и Небом. Для этого есть несколько возможных стратегий — поиски общих территорий на астрологических небесных и географических земных картах, соединение грамматики и арифметики, исследование языка ангелов и людей, заплывы в водные пространства, ведь вода тоже есть и на земле и на небе.
Темы, которые будут затронуты в работе нашей группы — греческая и еврейская философия, Тора и наука, литература и музыка, театр и кинематограф.

Группа «Транскарпатский экспресс: старые пути на новый лад».
Виталий Эпштейн, Юля Укис, Константин Бондарь, Мария Гинзбург
Основная идея заявленного маршрута — показать многообразие еврейского мира на протяжении столетий: движение евреев с юга на север (из Византии и Закавказья в Крым, степи Подонья и Причерноморья), с востока на запад (из Хазарии в Закарпатье и Подунавье) и с Запада на Восток (из Германии в Польшу и земли современной Украины).
Вся эта многообразная география накладывается на культурную мозаику, в которой соседствуют фольклорные и литературные контакты евреев и славян, переводы с еврейского в древнерусских землях, контакты евреев Хазарии и Западной Европы, влияние европейской мысли на еврейский образ жизни, политическая активность и борьба за свои права евреев Империи Габсбургов. Также будут затронуты проблемы истории сионизма первой половины 20 в. Программа путешествия предполагает групповые занятия, экскурсии и творческие мастерские.

Группа «оперативного кладоискания. Внуки и правнуки в поисках блаженного наследства».
Марк-Марион Гондельман, Азарья Розет, Рахиль Дименштейн
Вы не слыхали расссказов Эйбешюца? Не пробовали надеть тфилин? Но вам всё равно мерещится Гора Синай и шестьдесят дружинников царя Соломона — их шарфы и мечи?

Мы все такие. Мы живём в этом мире, и нам совершенно не понятно, что делать с тем наследством, которое мы получили от прадедов и их отцов. Мы — внуки и правнуки великой, древней традиции. Что же нам делать? Как жить с этими требовательными сокровищами?
Наша группа займётся оперативным кладоисканием ответов на вопросы исправления поэзии и традиции в полях чудес еврейской литературы и юго-западной Украины. Итак, мы будем исследовать наше литературное наследство, там, где эти поля обретают жизнь и начинают плодоносить. Мы узнаем, как жили нервные еврейские юноши и девушки с этой самой традцией, с которой так трудно быть, которую совершенно невозможно оставить. Мы посмотрим на заикающегося учителя нашего Моисея, говорящего с Богом и людьми. Мы постараемся понять, каким образом можно исправить поэзию и её высокое косноязычие, пребывающие в неисправности, взывающие к своему исправлению. Нашей целью будет составление книги — книги, где говорить будем мы.
Наше путешествие пройдёт по Подолии. Сейчас мы думаем посетить такие важные центры еврейства как Шаргород и Сатанов; возможно, что мы окажемся также в Ружине и в Копайгороде. Это всё — благословенные подольские земли, где поколения хасидов и тех, кто не мог быть так, как они, жили и дышали воздухом, полным славянский, германских и еврейских слов, воздухом, который когда-то был наполнен Торой и её типографской краской.
Все мы знаем, что надо приложить множество усилий, чтобы жить с еврейской традицией и еврейской поэзией. Но нам во что бы то ни стало, необходимо отыскать свой путь. Это так же сложно, как найти клад.
Вот этим мы и займёмся.



Группа «Школа пророков»
Менахем Яглом, Миша Вогман
«Будут пророчествовать ваши сыновья и дочери, так что юноши будут видеть видения, а старики умудряться сновидениями» - обещает пророк Йоэль (2:28). Почему-то принято считать, что пророчество, описанное в Библии, прекратилось еще в начале эпохи Второго Храма, но вместе с тем известно, что оно существовало во все времена и достижимо и сегодня. Еврейские мудрецы различных эпох называли пророчество наивысшей ступенью духовного развития личности, условием и, вместе с тем, целью истинного творчества.
Что же такое пророчество? Может ли оно в той или иной форме присутствовать в жизни каждого человека, или должно оставаться достоянием избранных? Возможно ли овладеть этой практикой или пророчество может быть лишь даровано свыше в спонтанном озарении?
В поисках озарений и провидческих снов наша группа отправится к нижнему течению великой реки Днепр, поскольку пророчество, как известно, приходит "при потоках вод". В долгом пути своем мы познакомимся с концепциями пророчества в Талмуде и у еврейских философов Средневековья, узнаем о пророческих видениях и практиках каббалистов, встретимся с хасидскими визионерами и бесноватыми, побываем в пророческих школах Варшавского гетто и поищем отблеск пророчества в литературе и искусстве.
Вместе с Рамбамом и Ницше, рабби Цадоком из Люблина и Полем Целаном из Черновцов мы будем искать связь между человеческой речью и Божественной истиной в попытке как-то понять его, а то и пережить пророчество.

Группа «Меж Каббалой и Хаскалой»
Катя Малахова, Эстер Яглом
«Время действовать ради Господа, - нарушили Тору Твою», - говорит Псалом (Теѓилим, 119:126). Раздвинуть рамки закона, открывая мистические смыслы, и низвергнуть рамки закона, заменив его новым содержанием – это ли не Деяния, сохраняющие Тору? Хасидские учителя и просвещенцы (маскилы) – два полюса или два следствия единой причины?
Группа "Меж Каббалой и Ѓаскалой" отправляется в Галицию на поиски приключений. Именно в этих местах (Комарно, Жидачев) появилась школа, стремившаяся вдохнуть новую жизнь в легендарные писания р. Шимона бар Йохая и учение святого Ари. В этих же местечках составлены остроумные и язвительные тексты, высмеивающие мистические воззрения. Сказано у р.Нафтали Бахараха в книге «Глубины Царя»: Господь, благословен Он, творил этот мир смехом. Сжимаясь от хохота, сжал Он Свою суть, и дал место новому миру. Первые попытки эксперимента, научное исследование, смех над собой и новые знания о природе – все это в опыте новой реальности или в старинных манускриптах?
Мы будем знакомиться, с одной стороны, с текстами ранних и галицийских хасидских учителей («Завещание Бешта», «Живой Зоѓар» р.Ицхака Айзика Сафрина, «Венец красоты» р. Цви Ѓирша из Жидачева), а с другой – с произведениями просвещенцев, написанных на пути из Галиции в Берлин, и взыскующими опыта в познании природы.
А еще мы будем творить и перестраивать себя. А если повезет – снимем кино.


Все это как-то так. Сегодня уже сидели, открывали семинар, обсуждали и думали, смотрели примеры документального кино. Опять идет дождь.

URL
   

такого дневника не существует

главная